Для участников рынка / Интервью


29.05.2019

Инновации бухучета в микрофинансовых организациях: проблемы и пути решения

бухучет мфо аутсорсОб особенностях и проблемах перехода микрофинансовых организаций на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета рассказывает Ольга Валерьевна Михеенко, руководитель ООО «Аудит Проф».

 

Напомним, что в своей деятельности микрофинансовые организации руководствуются  Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».  К МФО относятся юрлица, которые выдают микрозаймы.

 

- Ольга Валерьевна, что изменилось для руководителей и бухгалтеров МФО в связи с переходом на ЕПС?

- Очень многое. И этого, порой, руководители не понимают. Некоторым до сих пор  кажется, что это «дела бухгалтерские», что решить все вопросы, связанные с переходом на единый план счетов обязаны главные бухгалтера.

 

На самом деле компания должна не просто купить программу и «спихнуть» ее  бухгалтеру, она должна быть готова пройти три этапа реформации: составить план мероприятий по методологии учета и отчетности, автоматизации учетных процессов и обучению сотрудников. Это огромный объем работы: разработка рабочего плана счетов, учетной политики МФО, а также пакета внутренних документов, необходимых для перехода на ЕПС и ОСБУ.

 

Целый ряд компаний  потеряли номер в реестре из-за того, что подошли к этим вопросам формально. При проверках выяснилось, что существуют лишь типовые документы, но не адаптированные под особенности ведения деятельности конкретной МФО.

 

То же самое можно сказать и о новом ПО, 100% готовых программ вы не найдете. Мало выбрать программу и купить ее, это лишь  половина дела, чаще всего необходимо ее постоянно дорабатывать, взаимодействуя с разработчиками, давая им обратную связь.  Иногда это все пытаются переадресовать тем же бухгалтерам.  

 

Система МФО должна позволять не только вести бухучет и финансовую отчетность по новым требованиям, но и обеспечивать составление отчетности в порядке надзора и статистической отчетности по текущим требованиям. Немаловажный момент - обучение бухгалтеров  работе в новой программе.  

 

В общем, простите, спихнуть все на бухгалтера не удастся. Я отлично понимаю, почему бухгалтера просто встают и уходят из микрофинановых организаций.  Если руководитель хочет устраниться от проблем и все переадресует главбуху, то получается, что со специалиста требуют выполнения невыполнимого.

 

- Нужно обучать кадры? Нанимать готовых,  знающих? Обучаться самому?

- Есть три пути, как в русской сказке: либо найти готового бухгалтера, который учет по ЕПС и ОСБУ знает,  как свои пять пальцев, сможет сориентироваться в любой из ПО, а может даже даст дельный совет директору, какую программу купить. Как правило, это бывшие банковские специалисты. Сразу скажу, что ценник на такого бухгалтера начинается от 60 тысяч в регионах и от 80 тысяч в обеих столицах. Есть путь обучения своих бухгалтеров. В таком случае необходимо найти партнера, который поможет специалистам набраться не только теоретических знаний, но и практических,  поможет именно в установленной программе научиться ведению учета по новым требованиям. На рынке есть возможности обучения онлайн. Есть еще один вариант – передать бухгалтерию на аутсорс. Как в нашем случае - мы принимаем на обслуживание МФО, готовим отчетности по ЕПС.

 

Бухгалтерское сопровождение деятельности МФО

 

Стоимость бухгалтерского обслуживания и ведение деятельности МФО – от   30 000 руб.

В стоимость включено:

-  регистрация в Личном кабинете Центрального банка и Росфинмониторинга (в случае необходимости);

- оформление  ключа ЭЦП для подписания отчетности на срок 1 год с учетом возможности дальнейшей пролонгации (стоимость ключа оплачивается отдельно - примерно 1500 рублей);

-  составление ответов на запросы, предписания, информационные письма и пр. вышеуказанных контролирующих органов

- ведение бухгалтерского и налогового учета в программе 1С Рарус НФО, в соответствии с законодательством с 01 января 2018 года:

1. на новом плане счетов (ЕПС – Единый план счетов).

2. применяя  Отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ).

3. переход на электронную бухгалтерскую (финансовую) и надзорно - статистическую отчетность в формате XBRL (к 01 января 2020 г.).

- занесение всей первичной документации,

-устные и письменные консультации по вопросам деятельности МКК,

- ведение кадровых дисциплин,

- расчет заработной платы,

- расчет налогов и создание платежных поручений.

- ежемесячная и ежеквартальная отчетность в ИФНС, ФСС, ПФР, ЦБ РФ, Росфинмониторинг.

 

В отчетность в ЦБ РФ входят отчет о деятельности микрофинансовой организации, отчет о персональном составе руководящих органов, отчет о деятельности МФО 30 дней.

 

Ответы на предписания и запросы от ЦБ РФ, связанные с ведение учета и отчетности  в рамках обслуживания.

 

Здесь для руководителя есть свои минусы и плюсы. Минус, скорее, психологического плана. Для многих директоров проблематично отказаться от прямого руководства. Своему бухгалтеру можно дать «задание» в любой момент. В случае с аутсорсом  все же есть некий график работ, обозначен  объем услуг, выше которого не потребуешь без доплаты. Но при этом явный плюс, что бухгалтерией занимается компания, которая специализируется  именно на бухгалтерии МФО, владеет информацией, помнит о сроках сдачи отчетности. Не нужно вкладываться в обучение сотрудников.

 

Ваша компания берет на аутсорс услуги по бухучету МФО, как справляетесь, какие услуги предоставляете «на вынос»? Цена вопроса?

У нас в наличии купленная лицензионная программа по ведению учета МФО (1С-Рарус: НФО). При этом стоимость услуг ниже, чем в случае с наймом бывшего банковского бухгалтера. Ведь в нашей компании мы обслуживаем целый ряд МФО из разных регионов РФ, за счет потока клиентов, «розничная» цена для потребителя на услугу снижается.  

 

Стоимость и варианты обслуживания, мес.

 



пп/п

Параметры определения стоимости

МИКРО

ПРОФ

ПРОФ+

11

Количество заключенных договоров займа

До 100

100 - 200

От 201

22

Количество сотрудников

До 5

5 - 10

От  10

33

Количество подразделений

-

До 5

От 5

4

Стоимость обслуживания, руб.

30 000

40 000

От 50 000

 

Сопровождение бухгалтерского обслуживания по ведению «нулевой» деятельности МФО   –  10 000 руб. в месяц.

 

- Но еще раз повторюсь, далеко не все упирается именно в программное обеспечение  и бухгалтерию. Банк России представил в свое время шаблон  перехода, где рекомендовал пройти обучение по ЕПС и ОСБУ не только бухгалтерам, но и финансовым менеджерам, техническим специалистам.  То есть даже при передаче на аутсор каких-то функций, нужна командная работа.

 

- Куда обратиться за помощью, если у руководителя МФО возникли проблемы с ведением бухучета по ЕПС и ОСБУ?

 

- Можно просить помощи в своей СРО, можно искать единомышленников, в том числе обратиться в нашу компанию Аудит Проф. Тел.+7-912-24-584-93.

 

Записала Юлия Зиберт

 

 

Вход для МФО,КПК,ломбардов аккредитованных на портале

Как попасть в список финансовых организаций, аккредитованных на портале и разместить информацию