Для участников рынка / От редактора


19.12.2013

Подводя итоги 2013 года

МФО будут жить по новому в 2014 году. Чем ознаменовался уходящий год и к чему готовиться? Основные тренды и события.

Как это было…Аналогии уместны


В 90-х годах я работала в сфере недвижимости в Екатеринбурге. В газете, которая освещала только что зародившийся рынок. СМИ было, конечно же, печатным. Об интернете в журналисткой среде слышали – но не более того. Риэлторский бизнес был той сферой, где работало много «мутных» контор. Рынок был даже не серый, а черный. Наверное, все помнят выражение «черный маклер». До сих пор имидж профессии нуждается в реабилитации.

Риэлторы начали с того, что дистанцировались от своих псевдоколлег, ведущих бизнес недобросовестно, выработали единые правила игры, единые стандарты деятельности, продвинули знак, по которому клиенты смогли бы узнать агентство, которое соблюдает правила. Знаю, что, в конце концов, на Урале риэлторы даже выработали определенные «рамки» по ценам за услуги. Чтобы клиента не «обдирали как липку».

 И при этом все это было сделано под эгидой СРО. Авторитет Уральской палаты недвижимости в Екатеринбурге так высок, что многие люди считают организацию органом власти. Все в курсе, что туда можно обратиться и пожаловаться на агентство, там можно получить бесплатную консультацию юриста по вопросам недвижимости, узнать о репутации застройщика или агентства. В других регионах работа тоже проведена, но опыт Урала уникален. От плевков в сторону «маклеров» до уважения к специалистам по недвижимости, как со стороны населения, так и со стороны чиновников – это путь, который был пройден за пару десятков лет. На конференции по микрофинансированию один из спикеров сказал – покажите мне успешную СРО! Я не знаю ни одной, которая реально смогла что-то изменить. Такое СРО имеется. И то, что она не в Москве только добавляет уважения к организации. 

Я все это вспомнила так как сегодняшняя ситуация с рынком МФО мне напомнила те времена. Тот же серый рынок, лишь часть игроков работает с соблюдением стандартов. Тот же негатив по отношению к самому словосочетанию «МФО», обвинения в сверхдоходах. И опять же попытки дистанцироваться от серого рынка, создать для добросовестных игроков «знак качества», начать самим регулировать отношения на рынке и допустимые стандарты.

И пусть скептики постоят в стороне. Все решаемо, и имидж профессии реабилитировать, и самим следить за порядком на рынке, и сделать так, чтобы считались с мнением представителей СРО. Уже сегодня можно отметить авторитет Михаила Мамуты, который стал лицом отрасли. Личность в истории никто не отменял. Не ошибусь, если отмечу, что его личностные качества, умение найти общий язык с разными людьми, его опыт – это мощные ресурсы для всех, кто занимается микрофинансированием. Лоббировать интересы отрасли, принимать участие в выработке законов – это та работа, которая проводится СРО для всех участников рынка. По возможности каждый, кто стремится не просто «срубить денег по легкому», а стремится создать стабильный честный бизнес, работать по понятным правилам, с соблюдением законов должен помогать коллегам. Недальновидно воспринимать своих коллег только в качестве конкурентов. Они еще и соратники, когда речь идет об интересах всего рынка.


Что год грядущий нам готовит

Рынок молодой со всеми плюсами и минусами. Есть возможность начать бизнес и выиграть, вырасти. Но в то же время приходится работать в постоянно меняющихся реалиях. Прежде всего, речь о законодательстве. Новации в сфере регуляции рынка со стороны государства в этом году стали самыми значимыми событиями на рынке микрофинансов.

Напомним, что МФО перешли под крыло мегарегулятора. А совсем недавно 13 декабря были приняты в третьем чтении Государственной думой два закона, которые меняют картину с потребкредитованием в России - законопроект «О потребительском кредите (займе)» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Повышение контроля со стороны государства за деятельностью тех организаций, которые выдают займы – главная цель законов. Это касается не только МФО. Даже те, кто раньше не называл себя МФО, но выдавал займы более 4 раз в год, попадают под этот закон. Им придется выйти их тени и получить номер в Росреестре, иначе ими займется Прокуратура, им грозят штрафы. Для легальных МФО – это благо, теперь черта между добросовестными участниками рынка и «серыми» проведена вполне определенная. А только тогда и можно начинать строить цивилизованный бизнес, когда все в равных условиях, и ко всем игрокам предъявляются одинаковые требования.


Рынок неизбежно будет перекраиваться. С него уйдут те, кто зашел на него случайно, рассчитывая, что можно не подавать отчетностей, отсидеться, а также те, кто фактически не ведут деятельность и фирма их лишь «болтается» в реестре. Сегодня определен механизм «чистки» реестра.

Важный момент – ЦБ не опирается на расхожее мнение, что МФО – это ростовщики и их деятельность не нужна людям. Есть понимание, что услуги восстребованы в сельской местности, где нет банков, предпринимателями, которые не всегда могут взять кредит в банке, а также теми людьми, кто стремится реабилитироваться через МФО, исправив свою плохую кредитную историю.

СРО займутся (и уже занимаются, СРО Объединение «МиР») выработкой различных видов и категорий базовых стандартов: по защите прав потребителей, по раскрытию информации, стандарт операционной деятельности. Стандарты будут касаться каждого отдельного сегмента рынка. Ведь есть разница, когда речь идет о деньгах до зарплаты и о микрозаймах для бизнеса. Скорее всего, в 2014 году членство в СРО станет обязательным.

В обязательном порядке МФО станут подавать сведения в Бюро кредитных историй. При этом это будет делаться без обязательного согласия заемщика. 

Что касается ставок. Они не будут регулировать в прямом смысле этого слова, устанавливая их сверху. Но «границы» в разных сегментах будут определены, как своего рода ориентиры.

Интернет-СМИ «Микрокредиты Росси» – новые возможности в Новом году


Мы тоже стремимся к развитию и переменам. В настоящий момент дорабатывается новая версия сайта, в которой появится новый раздел «Для профессиональных участников рынка». Площадка переросла идею информационного навигатора для потребителей МФО, участники проекта активны в обсуждении профессиональных тем, готовы делиться с коллегами своими мнениями по ведению бизнеса, много информации о том, как будет развиваться рынок. Фирмы, готовые предоставлять сервисы для МФО также хотели бы рассказать о возможностях для своих потенциальных партнеров – МФО на нашем портале. 


 Чтобы не делать «микс» и не дезориентировать простых заемщиков, мы выделили информацию о самом рынке и бизнесе МФО в отдельный раздел. В планах на 2014 год – создание мобильной версии портала. Хотим сказать огромное спасибо всем, кто в течение года размещался у нас, делился с нами информацией, тратил свое время на подготовку интервью, советов для потребителей, «держал руку на пульсе» событий рынка и сообщал нам о новостях в сфере микрофинансов. С Наступающим Новым Годом! Удачи, процветания, новых горизонтов! 

Юлия Зиберт, руководитель проекта  

 

все материалы

Вход для МФО,КПК,ломбардов аккредитованных на портале

Как попасть в список финансовых организаций, аккредитованных на портале и разместить информацию